2020 год


Принципы организации открытых общественных пространств на примере городских набережных в г. Казань

В работе на VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых архитектурных специальностей были рассмотрены характерные особенности формирования набережных территорий, проблемы набережных территорий на примере набережных в г. Казань. Опыт международных и российских проектов, как пример, для формирования современных, комфортных, ухоженных и благоустроенных территорий.
Понятие «городская набережная» включает объемно-планировочные пространства и комплексы у водоемов, занимающие значительные городские территории, которые непосредственно связаны с акваторией и городской застройкой. Комплекс набережной включает общественные пространства и сооружения, искусственный и естественный ландшафт, а также подземные и надземные инженерные сооружения, коммуникации и оборудование. [1] На сегодняшний день в Казани существуют разные типы набережных, такие как жилые, общественные, городские пешеходные, природные, городские транспортные эко-берега, а так же не благоустроенные.


На территории Российской Федерации, в следствии прогрессирующей урбанизации многие общественные пространства и объекты находящиеся у воды, пребывают в деградирующем и неустойчивыми с экологической точки зрения состоянии. С восемнадцатого века в Казани исчез ряд крупных водных объектов таких как река Ичка, Каменка, озера Роговское, Комарово, Чистое, Банное, Долгое, Игумново, Кривое. В период 2000г. в Казани находилось 292 водных объекта, а к 2008 г. прекратило существование около 20 % водоемов. В городе протяженность благоустроенных участков у воды составляет лишь четыре километра из сорока восьми существующих. Часть набережных совершенно не доступна для посещения, ведь большинство из них огорожены или относятся к частным территориям.

Территориальное расположение, климатические особенности, экологические факторы, влияют на совокупность формирования стратегически важной, безбарьерной и экологической среды. [2]

С 2015 по 2016 год не были реализованы проекты благоустройства 21 набережной и 43 парка в районах Татарстана. [3] «Проектная группа 8», разрабатывающая проект, ведет опрос по каждому проекту с жителями города, путем использования методов соучастия - подход к процессу создания и управления материальной средой, в которой происходит жизнедеятельность общества [4]. Включение жителей и сообществ в диалог об изменении существующих и проектировании новых общественных пространств: парков, скверов, набережных, важная составляющая при благоустройстве общественной среды. За первые полгода работы в Татарстане было проведено более 50 общественных обсуждений. Освоение городских набережных становиться главное темой обсуждения многих архитектурных публицистических изданий: Проект Россия - № 75 тема «Набережные» (03, 2015), Проект Россия № 54 - тема «Ландшафт» (02, 2010), «Молодые архитекторы России». [5]

В настоящее время актуальны новые принципы организации общественных пространств: безбарьерная, доступная, социально-ориентированная безопасная среда, а так же свободные от транспорта городские пространства, к которым имеют доступ различные группы населения, которые представляют собой места для социально активных граждан. Многофункциональные пространства используются для прогулок, проведения переговоров и встреч.

Зарубежный практический опыт формирования общественных прибрежных зон демонстрирует разработанную базу современных тенденций на основе которых выявлены ключевые принципы архитектурно-пространственной организации городских набережных.


Огромное количество зарубежных проектов, предлагающих способ перемещения и уменьшения потока автомобилей, как например в Мадриде, где система общественного транспорта выведена на нижний уровень. Или взять к примеру Шанхай, где на крыше масштабного комплекса располагается прогулочная зона. В Лондоне реализован масштабный проект развития южного берега Темзы (2000-е гг.), где депрессивная территория переросла в современный музейный квартал. Сейчас там располагаются галерея реконструированный шекспировский театр «Глобус», Тейт Модерн, Музей дизайна, а набережные полностью посвящены пешеходам города. [7, 8, 9]

Рассмотрение взаимосвязи архитектуры и акватории в различных аспектах градостроительном, функциональном, климатическом, эстетическом, экологическом, социально-экономическом, информационном - позволяет отметить необходимость преобразования существующих прибрежных пространств, исходя из сложившихся приоритетов во взаимодействии архитектурных и природных компонентов ландшафта. Анализ показал, что в зарубежном опыте используются различные стратегии проектирования и использование новых решений построения общественных пространств прибрежных территорий. [6]

Рассмотрим эффективность различных принципов и решений в организации водного общественного пространства на примере двух набережных: Казанского проекта набережных озер Кабан, спроектированных российско-китайским консорциумом Turenscape + MАП architects с концепцией под названием «Эластичная лента: Бессмертное сокровище Казани» [5] и Казанской Кремлевской набережной.

Принцип многослойной структуры общественных коммуникаций приводит к превышению автомобильного трафика, пробкам, и к отсутствию беспрепятственного передвижения пешеходов и велосипедистов. Большая часть из них может быть успешно решена только при условии взаимосогласованной организации путей пешеходов и транспорта, комплексного освоения подземного и надземного пространства города. Приоритет движения в первую очередь оказывается организации пешеходных потоков, безопасному передвижению, поперечных связей, таких как строительство многоуровневых.

Проектирование многофункциональных пешеходных мостов, организации парковочных зон, а так же, организация велосипедных путей в структуре города.

Принцип биологических мероприятий – это важность сохранения эко-каркаса при развитии городской застройки, занимающей важное место на сегодняшний день. Высадка крупномеров вдоль береговой линии, а так же проезжей части, биоразнообразие, укрепление берегов, альгофлора, аэрация, использование эко-материалов, осуществление экологического строительства. Сохранение исторического ландшафта, его регенерация, приумножение и увеличение разнообразия зеленых насаждений, контроль экологических показателей неотъемлемые черты современного урбанистического процесса.

В проекте победителей конкурса «Открытый конкурс на разработку концепции развития набережных систем озер Кабан», выполненный архитектурными бюро Turenscape и МАП Architects, большое внимание уделено экологии. Архитекторы попытались обеспечить территорию максимальным природным составляющим и создать жизнеспособную среду для обитания. Формирование зеленых коридоров создает лучшие условия и «тропы» для животных и обеспечивает стабильность биотического разнообразия и экосистемы в целом. Создание естественной системы сбора, очистки и сброса сточных вод, позволяющее снизить загрязнение озера стоками с дорог и земляных участков, а так же улучшить качество воды. Комфортная среда представляет собой пространство, максимально приспособленное под нужды горожан. Комфорт общественного пространства определяется такими факторами, как доступность территории разными социальными и возрастными группами, многофункциональность, организованность общественного пространства в соответствии с нормами, стандартами и современными тенденциями архитектуры.

Принцип круглогодичного использования предполагает организацию общественного пространства в зимнее время. Необходимо учитывать основные зимние и летние как активные, так и пассивные функции, что особенно важно для условий России.

Казань располагает различным типом набережных, каждая из которых по-своему уникальна: размер, расположение в структуре города, история и культура места, ландшафт, видовое разнообразие, состояние воды, почвы, грунта и покрытий, существующая инфраструктура, транспортная и пешеходная сеть, потенциальные посетители. Анализ территории и учет данных факторов позволяет использовать выявленный набор принципов в различном их сочетании и наполнении для архитектурно-пространственной организации набережных Казани.

Удачное решение было принято на Казанской Кремлевской набережной, в формировании катка, проката спортивного зимнего оборудования, детских горок и праздничной иллюминации. Данное решение позволяют общественному пространству «жить» и иметь высокую посещаемость как в летнее, так и в зимнее время. Можно сказать, что в ее архитектурно - градостроительной организации проявились принципы доступности, многофункциональности, круглогодичного использования, разделения пешеходных, спортивных и транспортных потоков. Вместе с тем недостаточно максимально для центральной городской набережной решены такие задачи как озеленение, доступ к воде, разнообразие архитектурно- планировочных решений.

Для повышения статуса данной набережной следует повысить степень комфортности посредством увеличения количества зеленых насаждений, организации выходов к воде, пирсов и лодочных станций, связи набережной со знаковыми объектами города (парк горького), дополнить такими функциями как игровая детская площадка, водный транспорт, устройство площадок для проведения массовых мероприятий и зон тихого отдыха.
На основе анализа теоретических исследований и практического опыта предложено использование выявленных принципов для некоторых неорганизованных типов водных пространств Казани.

Рассмотрим участок Ново-Савиновская набережной, расположенный в Ново-Савиновского районе, который граничит с ул. Сибгата Хакима, развлекательным комплексом «Ривьера» и с центром Семьи «Казан». Участок представляет собой не благоустроенный пустырь с песчаными насыпями. На данной территории применена стратегия «Природы в техногенном городе»: переход на зеленые строительные стандарты, укрепление берега влагоустойчивой растительностью, «точка притяжения» для всего района, биоразнообразие, минимальная очистка воды, за счет высадки био-плато, организация дополнительной остановки общественного транспорта, надземных переходов, зеленых парковок, велосипедных путей, безбарьерной среды. Таким образом, сформировано комфортное многофункциональное общественное пространство достигнутое путем максимального набора принципов организации прибрежных территорий, таких как: организация пешеходных переходов, поперечных связей, парковок, водного/вело транспорта, очистка воды, использование экологических в строительстве, разнообразной дендрологии, организации выходов к воде, многофункциональности, разных видов покрытий, летних активных и пассивных функции, зимних активных и пассивных функций. Зеленое ядро, в последствии привлечет внимание различные группы населения, разнообразием функций, дендрологических решений, идеологией искусственного лесопарка в городской среде.


Одной из главных достопримечательностей Казани является заповедник с голубыми озерами, который располагается на границе города, возле СДТ Щербаковка. Природная территория богата живописными видами и чистыми озерами. Эко-каркас территории требует минимального вмешательства в природную систему: организация тематических экотроп, использование эко материалов в строительстве покрытий, малых архитектурных форм, мостов, увеличение дендрологического разнообразия, минимального сервиса для купания, организации живописных точек восприятия (обоняние, осязание, тактильность).

Минимальным набором принципов организации прибрежных зон, можно сформировать комфортное пространство без урона природной составляющей: организация поперечных связей, вело транспорта, очистки воды, высадкой растительности, экологичное строительство, организации выходов к воде, летних активных и пассивных функций.

Пляжная зона в Вахитовском районе, на берегу Волги на одноименном полуострове представляет собой пляж «Локомотив». На территории отсутствует необходимый пляжный сервис, спуски к воде, освещение, нехватка парковочных мест, критическая замусоренность. В 2013-2014 гг. было запрещено купаться из-за состояния воды. Концепциейар предложено: очистка территории, замена не качественного и устаревшего пляжного оборудования, размещение мест для принятия солнечных ванн, детских, спортивных, медицинских зон, точек питания, спасательной вышки, информационных стендов, организованной парковки.


К сожалению, исправить критическое состояние воды на сегодняшний день, в кратчайшие сроки, невозможно, поэтому представлена концепция очистки воды методом облесения Волги, подъема объектов и чистки дна, на несколько лет вперед. Архитекторами предложено сформировать общественный пляж для проведения семейного досуга путем организации парковок, водного/вело транспорта, очистки воды, специфичной дендрологии, организации выходов к воде, многофункциональности, использование экологических в строительстве и разных видов покрытий, а также организации летних активных и пассивных функций.


В заключении можно отметить, что качество жизни горожан напрямую зависит от состояния городских общественных пространств. Облагораживание зон общественного пользования, повышает статус города, комфорт проживания для жителей, и позволяет экономике подняться на новый уровень, привлекая большое количество туристов. Выявленные принципы формирования городских набережных являются универсальными для любого прибрежного общественного пространства, в том или ином сочетании и наполнении. Анализ территории, а так же учет факторов конкретного места позволяет использовать тот или иной набор принципов и методов организации общественной прибрежной среды с учетом минимальных, оптимальных или максимально возможных сред, свойственных для определенного участка проектирования.


Источники:

1. Козлов A. C. Планировочная организация общественного городского пространства набережной // Архитектон: известия вузов. 2011. № 34.
2. Нефёдов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. М. : Полиграфист, 2002. 295 с.
3. Зарипова А. Н. Реновация фрагмента водного каркаса Казани на примере оз. Лебяжье/Казань: КГАСУ, 2015. 103 с.
4. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. М. : Проектная группа 8, 2015. С. 7.
5. Проект Россия. Набережные // «Объединенные проекты», 2015. № 75.
6. Нефридов В. А. Как вернуть город людям. М. : Искусство-ХХІ век, 2015. 160 с.
Ссылки:
7. Urban urban: электронный журнал 2013. URL: http://urbanurban.ru/blog/space/90/Madrid-RIO-progulochnaya-zona-vmesto-estakady
8. Официальный сайт Hafencity II Hafencity: официальный сайт. 2006. URL: http://www.hafencity.com/en/home.html (дата обращения: 24.03.2015).
9. Landezine, Yanweizhou Park. Il Landezinehttp: // URL: www.landezine.com/index.php/2015/03/a-resilient-landscape-yanweizhou-park-in-jinhua-city-by-turenscape/ (дата обращения: 24.03.2015).