2020 год


Реновация прибрежных территорий как способ социально-экономической привлекательности города

Представленная работа для международной научно-практической конференции дает обоснование для реновации общественных пространств прибрежных территорий. Перечисляются примеры зарубежных и отечественных проектов, в которых успешно использованы различные конфигурации, а именно путь решения проблемы набережных. Описываются явные причины реорганизации пространств, показывающие основные факторы влияния территории у воды на экономическую и социальную составляющую города. Предполагаемым завершающим результатом проводимого исследования станет разработка концепции и проектирование набережных территорий, в соответствии с мировыми архитектурными тенденциями, а так же создание проекта, актуального для всевозможных социальных и возрастных групп, способствующего повышению социально-экономической привлекательности города.
Набережная служит уникальным местом в качестве центра притяжения горожан во всем мире. Вода выступает магнетической точкой для человека, поэтому любые, даже незначительные изменения берегов, влияют на восприятие качества городской среды. Прибрежная территория - место пересечения пешеходных и автомобильных потоков, где основная задача заключается в их структурировании и разделении, ведь главным участником, заслуживающим место у воды, является человек [2].

В мировой практике существуют различные способы устройства общественных пространств, решающих проблему пересечения пешеходных и транспортных потоков.

Воплотить функции пространства ориентируясь на приоритетную составляющую с помощью горизонтального зонирования территории или учесть особое внимание вертикальной планировке проектируемого благоустройства, тем самым распределить функции на разных уровнях. Огромное количество зарубежных проектов, предлагающих способ перемещение и уменьшение потока автомобилей как например в Мадриде, где система общественного транспорта выведена на нижний уровень. Или взять к примеру Шанхай, где на крыше масштабного комплекса располагается прогулочная зона. В Лондоне реализован масштабный проект развития южного берега Темзы (2000-е гг.), где депрессивная территория переросла в современный музейный квартал. Сейчас там располагаются галерея реконструированный шекспировский театр «Глобус», Тейт Модерн, Музей дизайна, а набережные полностью посвящены пешеходам города.

В Москве только ¼ прибрежных территорий благоустроены, остальные пространства у воды - заброшены и недоступны для жителей города. В начале 2000-х г. власти города активировали проект реновации прибрежных территорий вдоль Москвы-реки, что составляет около 10 тыс. га. В 2013 году осуществился первый проект по трансформации Крымской набережной из автомобильной трассы в зону ландшафтного парка с пешеходами, а так же с велосипедными дорожками. Новая пешеходная зона, составляющая площадь в 42 тыс. кв. метров, соединила Болотную площадь с Парком Горького и Нескучным садом.

Концепции по созданию благоустроенных инновационных парков на крыше, двуярусные набережные, а так же строительство временных и постоянных сооружений вроде понтонов или мостов, являются способом достижения разрешений общественных пространств, как попытка структурирования территории во благо человеческим потребностям. Реализация и разработка городской сегментации - создание непрерывных коридоров для передвижения пешеходов и велосипедистов, динамических общественных пространств с разнообразными видами активностей, приоритетной составляющей общественного транспортного узла, а именно многообразие его видов, а так же нормы озеленения и создания максимально возможного контакта с дикой природой. Устройство прибрежной территории - сложная задача специалистов смежных областей, решение которой позволит воссоздать популярное функционально-насыщенное место для жителей района, с удовлетворением потребностей человека.

Река - огромный механизм по привлечению людей. Обрамление реки в городе непосредственно влияет на имидж, индивидуальность городской среды [1]. Город должен впускать в себя реку, взаимодействовать с ней, только так создается не только комфортная
современная среда, но и качественный облик города. Видовые и визуальные возможности водного пространства позволяют акцентировать архитектурное решение береговой территории и придать зданию статус «лендмарка»[1].

Прибрежные пространства созданы для того, чтобы вмещать функции, которые в будущем будут день за днем возвращать городу вложения, такие как сервисная структура, зона отдыха, культурные зоны, деловые кварталы, являются неотъемлемой частью социально-экономического развития города. Место у воды нередко становится центром притяжения молодежи, что способствует организации пространства для инсталляций и неформальных видов активности населения.

Современный город нуждается в новом месте, новом смысле. Каждому поколению необходимы культовые места, и именно набережные могут ими стать: через альтернативное искусство, через создание средовых объектов, неагрессивных в силу своей временности, создающие пространство, притягивающее внимание.

Набережная является механизмом в создании кодов идентичности города и главной задачей становится предложение такого сценария этого пространства, где каждый житель города захочется сыграть свою главную роль.

[1] Landmark – n заметный объект местности, достопримечательность.

Источники:

1. Визгалов, Д.В. В42 «Брендинг города» / Денис Визгалов. [Предисл. Л.В. Смирнягина]. ― Москва : Фонд «Институт экономики города», 2011. ― 160 с.
2. Гейл, Я. «Города для людей» [Текст] / Ян Гейл ; [пер. с англ. А. Токтонов]. - Москва : Концерн "Крост" : Альпина Паблишер, 2012. - XI, 263 с.
3. Джейн, Д. «Смерть и жизнь больших американских городов».
М: Новое издательство. 2011 г., 460 стр.
4. Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. «Городская идентичность: понятие, структуры, основы // Социология города» 2012 г.
5. Флорида, Р. «Креативный класс: люди которые меняют будущее». -М.: Классика XXI. -2005 г. ― 430 с.